Сварочные шланги и их классификация



Кислородные шлангиДля аргонодуговой и газовой технологии нужны не только специальные аппараты, но и особые шланги для сварки. В первом случае по ним транспортируют газообразный флюс, а во втором – горючий газ и окислитель. Причем те же «сварочные» шланги можно использовать и в процессе газовой резки металла.

Словом, если вы упорный сторонник «газовой» сварки или резки, то без качественного шланга вам не обойтись.  И в этой статье мы расскажем вам, как выбрать надежный сварочный шланг, а равно и о том, как обращаться с такими «трубопроводами», добиваясь максимальной продолжительности эксплуатационного периода шланга.

Конструкция шлангов для сварочных аппаратов

Шланг для аргонной сварки, газовой горелки или резака представляют собой многослойный  трубопровод, тело которого армировано нитяным каркасом. То есть такой шланг состоит из внутренней «трубы», которую оплетают нитями силового каркаса и покрывают еще одним, внешним слоем.

В качестве конструкционного материала для «внутренней» трубы и внешнего слоя используют эластичный материал с высокой стойкостью к прокачиваемым средам (горючим газам, аргону, гелию и кислороду). Обычно в качество такого материала избирается техническая (черная) резина.

Причем внешний слой изготавливается либо из той же черной резины, либо из вулканизированного каучука с морозостойкими добавками, в который добавляют колер, облегчающий идентификацию шлангов.

В качестве армирующего покрытия используют нить или стекловолокно. Причем покрытие наматывают на «внутреннюю» трубу из черной резины перед нанесением внешнего слоя.

Классы сварочного шланга

Классификация шлангов связана с особенностями их эксплуатации. То есть на класс шланга влияет тип сварочного аппарата, к которому подсоединяется такой «трубопровод» и тип транспортируемого по нему вещества.

Исходя из этих признаков, существуют:

  • Газовые шлангиКислородные шланги, которые способны выдержать высокое давление (до 20 атмосфер!). В общем классификаторе кислородные шланги относятся к третьему классу. Маркировка – синий цвет внешнего покрытия.
  • Газовые шланги, которые выдерживают давление до шести атмосфер. В общем каталоге такие шланги относятся к первому классу. Причем к этой категории следует отнести и шланги для газовой сварки или резки, по которым транспортируют «горючее» (ацетилен, пропан или бутан), и шланги для аргонодуговых аппаратов, по которым транспортируют инертный газ. Маркировка – черный цвет внешнего покрытия с красной полосой.
  • Шланги для жидких топливных смесей, работающие под давлением до шести атмосфер. Эта разновидность относится ко второму классу, используемому в топливопроводах, подающих бензин, керосин и прочие горючие углеводы.  Маркировка – черный цвет внешнего покрытия с желтой полосой.

Причем сортамент шлангов основан на делении по диаметру и классу морозостойкости. По первому признаку шланги делятся на несколько разновидностей сортамента с диаметрами (внутренними) от 6 до 16 миллиметров.

По второму признаку шланги делятся на две группы: первая – рассчитана на эксплуатацию в пределах от – 30 до 70 градусов Цельсия, вторая – на эксплуатацию в пределах от – 55 до 70 градусов Цельсия.

В продажу все разновидности сортамента поступают в 100-метровых бухтах. Цена шлангов для сварки зависит от их класса, пропускного диаметра и привязана к метражу (по длине). Соответственно, самый дорогой шланг – кислородный (он прочнее), а «бензиновые» и газовые разновидности стоят немного дешевле.

Правила эксплуатации сварочных шлангов

Эксплуатация шлангов подчинена жестким требованиям, регламентируемым сводом правил техники безопасности. Ведь по таким трубопроводам качают, под большим давлением,  горючие и взрывоопасные вещества.

Поэтому, работая со сварочными шлангами, нужно придерживаться следующих правил:

  • Во-первых, обратите внимание на максимальную и минимальную длину трубопровода. Шланг не может быть меньше 9 метров и больше 30 метров. Причем гибкий «трубопровод» для сварочного аппарата может быть и цельным, и сегментированным (не более трех стыков, поджатых резьбовыми хомутами).
  • Во-вторых, следует соблюдать «классность» шлангов и не использовать газовые трубопроводы с кислородными баллонами. Причем это правило не терпит исключений. И малейшая попытка пренебречь данной рекомендацией может закончиться катастрофой.

  • В-третьих, нужно пользоваться только сертифицированными шлангами, которые проверяются избыточным давлением (от 10 атмосфер) или проходят гидравлические испытания (нагнетание 30 атмосфер).
  • В-четвертых, запрещено использовать шланги даже с частичным механическим повреждением. Шланг должен быть только целым.
  • В-пятых, постарайтесь держать шланг в развернутом состоянии. Скрутки и перехлест шлангов – недопустимы.





Комментарии запрещены.

Похожие статьи