Ручная художественная ковка металла



Ручная художественная ковкаРучная художественная ковка металла – это достаточно дорогая и трудоемкая операция. Но итог подобной работы стоит и денежных затрат, и физических усилий. Ведь с помощью художественной ковки изготавливают практически вечные арт-объекты, которые несут не только эстетическую, но и утилитарную нагрузку.

Ковка металла: ручная или механическая?

Ковка – это одна из разновидностей обработки металла давлением. Причем такая обработка может реализовываться и вручную, и механическим способом. В первом случае формообразующее усилие генерируется с помощью мускульной силы кузнеца, который деформирует расположенную на наковальне заготовку особым инструментом – молотом.

Во втором случае формообразующее усилие генерирует механический молот или гибочный пресс, а операторы этих станков просто позиционируют заготовку на рабочем столе или загружают ее в агрегат и устраняются до завершения процесса деформирования.

Разумеется, художественная ценность «ручных» деталей намного выше. Однако низкая стоимость «механической»  продукции примеряет с однообразным видом таких «кованых» Эксклюзивная художественная ковка металлаизделий. Поэтому право на существование имеют оба варианта технологического процесса ковки металлов.

Однако в данной статье мы рассмотрим только самую эффективную (с точки зрения эстетики) технологию – ручную ковку, применение которой наделяет каждое изделие бескомпромиссным качеством и презентабельностью. А уникальность экстерьера таких изделий даже не обговаривается – с помощью ручной ковки получают только эксклюзивные изделия.

Ручная художественная ковка металла — обзор технологии

Традиции школы художественной ковки были утеряны в начале ХХ века. Однако в наши дни энтузиасты кузнечного дела все же сумели восстановить большую часть «рецептов» изготовления декоративных и прикладных изделий.

Причем современные технологии немного трансформировали сам процесс «классической» ковки.

И труд современного кузнеца выглядит следующим образом:

  • Заранее подготовленный полуфабрикат (пруток, пластина, лист) загружается в газовый горн, в поддувало которого закачивается сжатый воздух или кислород. Регулируя объемы притока воздуха и горючего газа можно подобрать оптимальный температурный режим и регулировать скорость нагрева заготовки.
  • После нагрева до нужной температуры заготовка извлекается из горна и подается на наковальню или загружается на стол кузнечного пресса или механического молота. Упомянутые станки для ручной художественной ковки не помеха – они просто заменяют труд двух-трех «подмастерьев-молотобойцев», которые осуществляли «черновую», неквалифицированную ковку в «старые, добрые времена». Сегодня таких молодцов заменяет один механический или гидравлический молот, с помощью которого можно выполнить черновую протяжку, высадку, пробивку или рубку.
  • После черновой ковки полуфабрикат загружается в горн для повторного разогрева и снятия усталостных напряжений с верхних слоев металла. Причем температура в камере горна и время пребывания детали в пламени отслеживаются с помощью особых приборов. Такой контроль позволяет избежать пережога материала.
  • Вновь разогретая деталь извлекается из горна и попадает на наковальню, где размягченный металл обрабатывают ручными инструментами, практикуя различные техники кузнечной обработки,  к числу которых относятся: гибка (изменение формы профиля заготовки), протяжка (изменение длины заготовки), высадка (изменение толщины изделия). Кроме того, в производстве художественного декора используют различные виды скручиваний, сварку давлением, чеканку и прочие технологические приемы.
  • Ручная художественная ковка металлаВ финале деталь закаливают (нагрев до определенной температуры с резким охлаждением) или отпускают (нагрев с постепенным охлаждением на воздухе). Первая операция практикуется для упрочнения внешних слоев металла, последняя – для снятия усталостных напряжений в изделии. Причем температуры нагрева определяются не по «цвету» раскаленного железа, а по градуснику, с учетом рекомендаций из диаграммы состояния сплава железо-углерод.

В завершении обзора необходимо отметить, что часть операций из сегмента «чистовой» ковки можно  реализовать и без нагрева. То же скручивании или гибка тонких листов, или формирование «шишки» (спирали из проволоки) реализуется с помощью особых шаблонов и ручного или механического молота.

Оборудование для ручной художественной ковки

В набор оборудования для художественной ковки входят три группы инструментов и приспособлений:

  • Защитные средства, монтируемые на станки и приспособления (кожухи, экраны) или одеваемые на кузнеца (фартуки, рукавицы, шапки)
  • Оборудование для температурной обработки – газовые, электрические (индукционные) или угольные горны, системы нагнетания воздуха в горн, системы подачи топлива в камеру горения, контрольно-измерительные приборы.
  • Оборудование для черновой ковки – механические молоты, матрицы для вырубки и резки, прессы.
  • Ручной инструмент для художественной ковки: молотки (средние – на 1,5 килограмма и крупные – на 10-15 килограмм), зубила, пробойники, клещи, оправки, матрицы для тонколистовых заготовок со сложным профилем.
  • Шаблоны для «холодной ковки». С помощью таких инструментов можно выполнить холодную гибку, скручивание или навивку.

Кроме того, в комплекте «кузнечного» оборудования обязательно присутствуют сварочные аппараты, с помощью которых осуществляется сборка крупноформатных изделий, состоящих из множества мелких деталей.





Комментарии запрещены.

Похожие статьи